Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
План - конспект интегрированного развлечения «Зимние забавы»

(подготовительная к школе группа)

Тюрина А.Б., старший воспитатель

Капошко Д.А., учитель-логопед

                                      

Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и

 двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.

Задачи:

  • Познавательные:

- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

  • Коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; совершенствовать навыки  словоизменения;

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;  учить согласовывать речь с движениями;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей;                                              

   - формировать умение работать и играть  в коллективе.

Оборудование:

костюмы Зимы, Медведя, бумажные снежинки и снежки (на каждого ребёнка), картинки, футбольные мячи, бубенчик, аудиопособия «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет», «Колыбельные» (Е. Железнова).

Ход:

Организационный  момент.

Учитель-логопедЗдравствуйте дети! Давайте поздороваемся друг с другом.                    Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Дети берутся за руки и  пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо – опуская руки вниз.

 (Учитель-логопед уходит подготовиться  к роли Зимы).

 1.  ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

Инструктор по ф.к.:       Тройка, тройка прилетела.

                                           Скакуны в той тройке белы.

                                           А в санях сидит царица –

                                           Белокоса, белолица.

                                           Как махнула рукавом –

                                           Всё покрыла серебром.

Как вы думаете, ребята, что это?  (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались?

На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение  птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Слышите? Кто-то стучит  (Учитель-логопед выходит в роли Зимы). Смотрите, кто к нам в гости пожаловал? (Зима). Здравствуй, Зимушка – зима!

Зима:Здравствуйте, ребята. Вы рады мне, друзья? (Да, мы тебя всегда ждём). Вы знаете, ребята, чем я отличаюсь от весны и лета, что приношу с собой?   (называют признаки зимы).

Я зимушка – зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки слёзы,

Для зверей – зимовье

И под снегом озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб не мерзли.

Инструктор по ф.к.:   Зимушка - зима мы приглашаем тебя  сегодня с нами веселиться и играть. А начнём мы с хоровода.

Упражнение «Весёлый хоровод»

Становись в хоровод,            Дети становятся в круг, берутся за руки и

Будем веселиться.                 спокойным шагом идут по кругу.

Будем вместе все в кругу     Дети кружатся на месте в одну, потом в

Весело кружиться.               другую сторону.

Ля-ля-ля.

А мы сядем на коней,          Дети изображают скачущих коней.

По полю помчимся.

Маме с папой до земли      Дети выполняют поклон.

Низко поклонимся.

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Зима:  Молодцы! Ай да хоровод завели! А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:   «Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла» (Снеговик).                                                    

Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.                                                                 Пальчиковая  гимнастика.

Давай, дружок, смелей, дружок!     Дети лепят воображаемый ком и катят Кати по снегу свой снежок –              его от себя.

Он превратится в толстый ком.      Рисуют в воздухе круг.

И станет ком снеговиком.               Дети рисуют три разные по величине     

                                                          круга снизу вверх.

Его улыбка так светла!                   Прикладывают ладони к щекам,        

                                                          изображая широкую улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла…    Дети показывают указательными пальцами  

                                                        глаза, ладонью – шляпу,

                                                       кулачком правой руки – нос и

                                                       воображаемую метлу.

Но солнце припечёт слегка –       Дети поднимают руки вверх.

Увы! И нет снеговика!                 Поднимают плечи и разводят руки в  стороны,

                                                      затем садятся на корточки, закрывая

                                                      голову   руками.

Молодцы! Получился у нас  снеговик не простой, любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой? (катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»…)

Артикуляционная  гимнастика.

А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.

  •  «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
  •  «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
  •  «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
  • «Саночки».  Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

Дыхательная  гимнастика.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звёзды

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

  • «Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).

Игра «Кто быстрее отгадает слово?»

 Я предлагаю вам по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова:                                         

               Зяблик, игла, машина, автобус –  ЗИМА.

               Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.

               Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок – СНЕЖОК.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.

Инструктор по ф.к.:  Смотрите, снег идёт. Какой снегопад! Давайте слепим снежки и поиграем с ними (имитируют лепку снежков).

Зима: Какие красивые снежки получились! (раздаёт детям «снежки»).

Инструктор по ф.к.:

Упражнение «Снегопад»

Дети повторяют стихотворение и подкидывают снежок вверх (на каждую строчку -  4 раза).

Снего – снего – снегопад,

Каждый очень – очень рад:

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

4. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

Зима:   Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие»  (со «снежком»)

   Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой  метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой  вода в реке.… (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой  снег всё вокруг… (накрывает).

Деревья зимой… (спят).

Под снегом травка зимой… (греется).

Зимой  насекомые… (прячутся).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы?

Упражнение «Без чего не бывает зимы?»

Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки,…)».  

Молодцы! Продолжим играть.

Игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ.

Инструктор по ф.к.:   Перед нами снежные сугробы. Как нам пройти? (Их надо перепрыгнуть).

Зима:   А сможете ли вы перепрыгнуть на обеих ногах каждый сугроб? Хочется проверить.

Инструктор по ф.к.:  

  • «Перепрыгиваем сугробы». Прыжки через 4 бума (поочерёдно через каждый). Повторяется 2 – 3 раза.  

Так много снега вокруг. Давайте слепим большие снежные комья (имитируют лепку комков). Какие большие комья. Давайте их покатаем.

  • Упражнение «У кого дальше?». Положить футбольный  мяч на пол перед собой и оттолкнуть его от себя. У кого дальше прокатится, тот победитель.

6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Зима:   Вы были ловкими и быстрыми, теперь мы отдохнём. Присядем на скамейку. Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идёт. (Инструктор по ф.к. выходит в роли Медведя).

Кто к нам  пожаловал? (Медведь). Здравствуй, Мишка - медведь!

Медведь:   Здравствуйте!  Я пришёл к вам на веселье

                     Поиграть, потешить вас.

                     Вы похлопайте, ребята,

                     Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет).

А сейчас созываю детвору,

Предлагаю вам русскую игру.

Русская народная  игра с пением «У медведей»

Муз. руководитель: Фонограмма «У медведей» (аудиокассета «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет».  С. Железнов, Е. Железнова).

Дети выбирают (можно считалкой) двух водящих «медведей». «Медведи» спят, а остальные дети ходят в произвольном направлении. После песни «медведи» берутся за руки и ловят детей, обхватывая их руками. Двое пойманных будут водить.

Зима:   Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю  вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.

Игра  «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

Что нам нравится зимой?      Хлопки.

Белые полянки.                      Развести руки в стороны.

И на горке снеговой              Поднять руки вверх (показать «горку»).

Лыжи или санки  (2 р.).         Ходьба лыжника.

Что нам нравится зимой?     Хлопки.

Мягкие сугробы,                   Показать сугробы.

Чтоб копаться день – деньской     Имитировать копание снега лопатой.

Крепость делать чтобы (2 р.).        Лепить снежки.

Что нам нравится зимой?                Хлопки.

Потеплей одеться,                            Имитировать одевание одежды.

В шубке тёплой меховой,                Похлопать ладошками  по одежде.

На морозе греться  (2 р.).                 Прыжки.

Медведь:   Ох, меня вы рассмешили

                      И не мало удивили.

                      Ведь медведь я не простой,

                      Я не сплю в лесу зимой.

                      Я по праздникам хожу,

                      Весь народ я веселю!

                      А теперь уж мне пора,

                      До свидания, детвора! (Медведь уходит).

Зима:  Мне очень понравилось с вами веселиться и играть. А вам?  Что вам понравилось больше всего? Какие игры со мной вам запомнились? (дети отвечают).

Мне хочется, чтобы вы нарисовали то, что вам сегодня больше всего понравилось. А я загляну к вам очень скоро и полюбуюсь  вашими рисунками.

А теперь нам пора прощаться. До свидания, ребята…. (Зима уходит, дети рисуют, рассматривают рисунки с руководителем изодеятельности)

(Инструктор по ф.к. возвращается, сняв костюм Медведя).

7. РЕЛАКСАЦИЯ.

Педагог-психолог.:

Мы сегодня веселились и играли, и резвились.

А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.

Педагог-психолог: Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,

С Зимушкой - зимой попрощались, в группу отправлялись.

Список литературы:

  1. Алябьева, Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Железнова, Е.С.  Десять мышек (Русские народные игры с пением)
  3. Картушина,  М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и

познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

  1. Кириллова, Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю.Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Смирнова,  Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика - Синтез», 2004.