Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Знакомим дошкольников с государственной символикой Республики Башкортостан

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ   ЦЕЛИ:

1. Образовательные задачи: Уточнить и углублять знания и представления о Республике Башкортостан.

Сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики республики, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне.

2. Развивающие цели: развитие памяти, мышления, познавательной активности, умения работать в группе, развитие смекалки, внимания, речь детей.  Продолжать развивать способность воспринимать и понимать художественный образ произведений на основе выразительных средствах (узорах, цветах, композиции).

3. Воспитательные цели:

воспитание и уважение к своему народу,

воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих  близких и свою Республику.

 

Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РБ

 

Сентябрь

Республика    Башкортостан

Уточнить и углублять знания и представления о Республике Башкортостан (территория, города, язык, президент, реки)

Октябрь

Башкортостан в прошлом

Познакомить детей с легендами башкирского народа, которые оставили след на государственных символах

Ноябрь

Государственный флаг Республики       Башкортостан.

Познакомить с государственным флагом Республики Башкортостан, дать представление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

 

Декабрь

Государственный гимн Республики       Башкортостан.

Познакомить с государственным гимном Республики Башкортостан и правилами его использования, рассказать о происхождении, назначении, содержании, определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличие от них

 

Январь

Государственный герб Республики Башкортостан.

Познакомить с изображением государственного герба Республики Башкортостан, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем

 

Февраль

Герб города Уфы  - столица Башкортостана (Ишимбая).

Познакомить с гербом Уфы (Ишимбая), его признаками, назначением, символических образов и цветового сочетания в нем

 

Март

Гербы городов Республики Башкортостан.

Познакомить с изображением герба городов, формировать элементарные представления о происхождении и функции их, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем

 

Апрель

Орнаментальный образ на гербе и на флаге

Формировать элементарные представления об элементах узора на государственных символах (солнца, земли, курая зеленого богатства)

 

Май

Государственные символы моей Республики. Рисование на тему «Яркое сияние солнца»

Формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне. Продолжать развивать способность воспринимать и понимать художественный образ произведений на основе выразительных средствах (узорах, цветах, композиции). Учить рисовать башкирский узор.

 

Июнь

Конкурс - викторина «Государственные символы»

Обобщить знания и представления о государственных символах Республики Башкортостан.

 

Предварительная работа по знакомству с государственными символами:

 

- чтение художественной литературы;

 

- рассматривание иллюстраций;

 

- заучивание стихотворений о Республике, об Ишимбае;

 

- экскурсии по улицам родного города;

 

- выполнение заданий составление описательного рассказа по изображению герба, флага;

 

- посещение этнографического музея;

 

- дидактические и подвижные игры;

 

- работа с родителями (консультации, анкетирование, рекомендации к папке со списком произведений о Республике «Прочитайте детям»), беседы, задания «Составления эмблемы семьи».

 

Знакомство с государственными символами в  разных видах деятельности

 

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с гербом и флагом РБ является сочетание: познавательной, игровой, продуктивной деятельности.

 

Физкультура:

Досуг «День Республики»,

Башкирские подвижные игры: «Юрта», «Липкие пеньки».

 

Здоровье:

Проект «Промышленные предприятия республики»

 

Социализация:

Эвристическая беседа «Приглашение дедушек и бабушек»

 

Сюжетно-ролевые игры:

Дид. игры: «Мой Башкортостан», «Какого государства флаг (РФ, РБ)», «Кто скорее составит флаг РБ?», «Собери карту Башкортостана» и др.

 

Труд:

Постройка здания по схеме и рисунку

Д/и «Выложи флаг» (мозаика)

 

Ручной труд: изготовление альбома

 

Коммуникация:

Беседа «Из истории Республики», беседа о гимне, флаге, гербе РБ.

Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные севера и юга?», «Почему животные жарких стран, не могут жить на севере?», «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?»

Беседа после проведения экскурсии в музей? что особенно запомнилось, какие правила поведения дети запомнили.

Совместное изготовление  макетов «Герб», «Флаг»

 

Познание:

КВН «Город, в котором мы живем»

Беседа «История наших улиц»

Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций с видами Республики и нашего города

Проблемная ситуация «Самое интересное место нашего города».

Рассказ воспитателя: «О создании гимна».

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями герба, флага.

Экскурсия: в музей.

 

Поисково-исследовательская деятельность:

1.Что это?

2.Назови цвета флага нашей Республики?

3.Что означают цвета флага РБ?

4.Что изображено на гербе РБ?

5.  Опишите герб РБ (монумент Салавата Юлаева на фоне восходящего солнца, снизу цветок курая, сбоку лента национального флага ).

6. Сколько лепестков цветка курая на гербе РБ и что они означают? (7 лепестков означают 7 племен, которые положили начало единения народов древнего Башкортостана)

7.   Когда исполняется гимн? ( при поднятии Государственного флага Башкортостана, при вручении государственных наград)

8.Где можно увидеть изображение флага РБ?

9.Где можно увидеть изображение герба РБ?

10.Зачем  Республике нужен герб и флаг?

11. Что означают цвета Башкирского флага?

 

Отгадывание и заучивание загадок.

 

Музыка:

Слушание гимна.

 

Слушание скрипки, балалайки, курая,

Музыкально-дидактические игры,

 

 

Беседы о творчестве башкирских композиторов. Сочинение простейших мелодий, образов

 

Чтение х/л:

Писатели и поэты о гербе, флаге РБ.

 

Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки.

Социально-личностное развитие

 

Художественное творчество:

Рассматривание «Символика Башкортостана», «Башкирские узоры»

Рисование «Флаг Республики»

Аппликация «Башкирский ковер» Проблемная ситуация «Нарисуй инструмент, которого нет»

Лепка инструментов из пластилина

 

Безопасность.

Ситуативное обучение «Применяй по назначению»

 

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания:

 

Стихи

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов

Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин, бумага для оригами.

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

 

Взаимодействие с семьёй

Создание папки-передвижки для родителей «                   »

Проект: праздник «                     »

Конкурс совместных работ детей и родителей.

 

Маршрут выходного дня: «Экскурсия в музей».

«Семейный поход»,

«Экскурсия       ».

 

Конкурс совместных рисунков:

Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Определяют в начале и конце учебного года. Предлагается детям найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы Республики, затем проводит беседу.

 

Примерные вопросы для беседы старшего дошкольного возраста по государственным символам РБ:

1.Что это?

2.Назови цвета флага нашей Республики?

3.Что означают цвета флага РБ?

4.Что изображено на гербе РБ?

5.  Опишите герб РБ (монумент Салавата Юлаева на фоне восходящего солнца, снизу цветок курая, сбоку лента национального флага ).

6. Сколько лепестков цветка курая на гербе РБ и что они означают? (7 лепестков означают 7 племен, которые положили начало единения народов древнего Башкортостана)

7.   Когда исполняется гимн? ( при поднятии Государственного флага Башкортостана, при вручении государственных наград)

8.Где можно увидеть изображение флага РБ?

9.Где можно увидеть изображение герба РБ?

10.Зачем  Республике нужен герб и флаг?

11. Что означают цвета Башкирского флага?

 

Синий цвет  символизирует ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Башкирии.

Белый -- миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству.

Зелёный -- свободу и вечность жизни).

 

Форма работы: индивидуальная беседа

 

Дидактический материал: иллюстрации с государственными символами, плакаты, рисунки с изображением гербов и флагов разных республик, фотографии.

 

В подготовительной к школе группе наряду с  уточнением и закреплением предполагается их  расширение и углубление представлений детей о государственной символике («Когда исполняется гимн?», «Как вести себя при прослушивании государственного гимна РБ?», «Назови назначение герба и флага?»).