Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
П раздник «Ш Е Ж Е Р Е».

Интегрированные цели:

1.Образовательные задачи:

Продолжать углублять знания детей о традициях народов населяющих республику Башкортостан. Уметь понимать смысловую нагрузку праздника «Шежере».

Прививать любовь и уважение к обычаям и культуре башкирского народа, как коренного населения.

2. Развивающие задачи:

Развивать восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, чувства. Уметь ярко, эмоционально владеть речью, выражать образно свои мысли посредством не только слова, но и с помощью жеста, мимики. Уметь анализировать свою познавательную деятельность.

3. Воспитывающие задачи:

Воспитывать наблюдательность, чувство гордости за свою семью, фамилию, республику, Родину.

 

Интеграция: познание, музыка.

Оформление:

Зал празднично украшен по старинному башкирскому обычаю, расписные деревянные посуды, вышитые полотенца, плакаты «Моя родословная», «Генеалогическое древо».

 


 

Праздник «ШЕЖЕРЕ».

Зал празднично украшен. В середине сидит бабушка. (Под музыку «Родной язык», муз. А. Кубашева в зал входят дети)

 

Ребенок: Здравствуй, бабушка!

Бабушка: Здравствуй, доченька! А ты сегодня ходила в детский сад?

Ребенок: Да, ходила. Наша воспитательница просила узнать у взрослых про нашу родословную.

Бабушка: Вот это хорошая новость. Доченька, а ты подумай, что отличает одного человека от другого?

Ребенок: Бабушка, я думаю, что это имя и фамилия.

Бабушка: Правильно. У каждого человека есть своя, только ему предназначенные имя и фамилия.  Шежере – слово  арабское, оно означает «дерево».  (Тихо звучит «Раздумы», муз. Х. Ахметова)

В древние времена башкиры, как и многие другие народы, жили племенами. Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя и каждый род имели свои названия. Наиболее древними были, например, племена: Бурзян, Кыпсак, Усяргян, Юрматы, Табын, Мин, Катай и другие. У башкир был обычай – писать свою историю, которая называется «ШЭЖЭРЭ» или же родословная. В родословной указывались все члены рода по мужской линии. По родословной записи можно было узнать о предках (прапрадедах, прадедах, дедах, отце и т.д.) любого человека из данного рода. И по сей день у башкир бытует мнение, что каждый должен знать историю своего народа, помнить имена своих предков до семи поколений.

 

Бабушка: Доченька, а ведь сегодня у нас будет праздник «ШЭЖЭРЭ». Лучше пойдем, посмотрим и все увидим своими глазами.

(Звучит «Задумчивый вальс» муз. Р. Газизова).

Дети: Сегодня праздник «ШЭЖЭРЭ».

Добро пожаловать все на праздник!

1 ребенок: В ярких красках мир вокруг,

Как весенний щедрый луг,

В блеске солнца мой Урал

Засверкал и замерцал.

Ведущий: Все люди должны знать язык, обычай, культуру своего народа. Только тот, кто любит свою Родину, по настоящему может любить своего отца, маму, бабушку, дедушку и всех.

(Звучит песня «Отчизна», муз. Ф. Гершевого).

Ведущий: Ребята, сегодня к нам на праздник пришла семья (Гарифуллина Рафаэля). Они нас познакомят со своей родословной (О родословной Гарифуллиных рассказывает дедушка Ахтем Хамидуллович)

Ведущий: Ребята, а кто же вырастил ваших пап и мам?

Стихотворения:

1 ребенок: Две бабушки у меня

И обоих я люблю

2 ребенок: Одна бабуля мамина,

А другая папина.

Воспитали оба их

Родных людей на свете

3 ребенок: И бабушку, и дедушку

Очень любим мы!

Ведущий: Очень хорошо. Взрослых нужно уважать и почитать. У наших бабушек и дедушек есть своя история. Когда – то, у них были тоже папа и мама. И спросите вы у них, пусть расскажут про свою родословную.

А теперь давайте расскажем стихотворения про взрослых: про мам, пап, бабушек и дедушек. (Дети читают  стихотворения).

Ведущий: Понравилось нашей бабушке стихотворения, которые рассказали дети?

Бабушка: Да, очень. Молодцы ребята!

Ведущий: Вот раньше, бабушка было трудное время, много забот и сил уходило на воспитание детей, на работу. А как же вы радовались, отдыхали, находили на это время?

Бабушка: Все было в жизни. И делами занимались, и детей воспитывали и время для отдыха и веселья находили. Пели песни, плясали и игры народные играли например «Наза», «Синий тополь, белый тополь», «Курай».

Ведущий: Наши дети тоже умеют веселиться и играть. Давайте посмотрим как они играют народную игру «Юрта».

Ведущий: Ну какой же праздник без задорного и веселого танца?

(Исполняется танец «Дружба», баш. народная мелодия, обр. М. Даутова).

Ведущий: А сейчас наши дети почитают свои любимые стихи.

Девочка с места: А мы хотим исполнить свой любимый танец «Башкирочка».

 

Ведущий: Праздник «ШЭЖЭРЭ» учит нас любить, уважать и почитать взрослых. Учит нас, чтобы мы знали свои корни, знали наших предков. Всем спасибо, кто пришел на праздник. Чтобы жить и радоваться на этой прекрасной земле нам нужен мир, свобода, счастье.

Исполняется песня «Нам нужен мир», муз. Р. Сальманова.

 

По окончании праздника дети идут на экскурсию в уголок башкирского народного творчества, где учитель башкирского языка, Рита Зинатулловна, знакомит детей с историей, творчеством прикладного искусства костюмами и т. д.

 

 

ПРОЕКТ      «Моя родословная».

Дети! Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка, так как вы самые младшие в  семье. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева.