Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Работа с одаренными детьми

Тема: «Одаренный ребенок»

План:

1. Детская доверенность

Этапы работы

2. «Умными рождаются, талантливыми становятся.»

3. Актуальность темы: «Одаренный ребенок», Новизна, Гипотеза.

4. Основные задачи работы с детьми по теме: «Одаренный ребенок»

5. Методы и средства развития творческих способностей детей.

6. Заключение.

 

Содержание:

1. Возможности образовательной работы с одаренными дошкольниками.

2. Детская одаренность. Этапы работы.

3. Структура эстетического центра.

4. Танец – это радость.

5. Муз. оркестр.

6. Театр

7. Актуальность темы: «Одаренный ребенок» Новизна. Гипотеза.

8. Основные задачи работы с детьми по теме: «Одаренный ребенок»

9. организация творческой деятельности в дом. учреждении

10. Задачи 2-й млд. группы и план работы

11. Задачи работы в средней группе.

12. Задачи работы в старшей группе.

13. Задачи работы в подготовительной к школе группе.

14. Методы формирования навыков театрального мастерства в под. Группе

15. Заключение.

 

 

Возможности образовательной работы с

одаренными дошкольниками.

 

Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы формирования  - проблема, требующая специальных исследований. В современной детской психологии накоплены некоторые данные, касающиеся этой проблемы, разработаны первоначальные подходы к ней, однако основная исследовательская работа еще впереди. Несмотря на это уже сейчас можно выделить особенности, характеризующие одаренных детей, и наметить пути развития одаренности в детском возрасте.

ОДАРЕННОСТЬ  мы понимаем прежде всего как высокий уровень развития способностей ребенка. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности.

СПОСОБНОСТИ – это такие психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают человека от другого. Они существуют – развиваются и проявляются – в деятельности. От них зависят успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении. Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка, то есть полученных им знаний, умений и навыков, и с другой стороны, от его желания или нежелания что – либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Существуют разные виды способностей (их выделяют в соответствии с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются): общие (влияют на успешность во многих видах деятельности) и специальные (существенны для отдельных видов деятельности). К специальным способностям относятся музыкальные, изобразительные, математические и др. Способности, связанные с художественными видами деятельности, например, музыкальной и изобразительной, принято называть художественными.

Общие и специальные способности существуют не зависимо друг от друга: специальные – во многом базируются на общих, а общие – проявляются в специальных, которые включают в себя некоторые общие способности и  - дополнительно – те или иные сугубо специальные, необходимые только для данного вида деятельности, так общая способность к мысленному представлению различных форм и их воображаемому перемещению в пространстве имеет значение для решения многих  умственных, в том числе математических, задач,  необходима для достижения успеха в живописи. Однако успех в живописи требует специальных способностей, например, так называемого «чувства цвета».

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но не обязательно во всех. Для этого у них может не хватать соответствующих специальных способностей.

В соответствии с разными видами способностей можно выделить и соответствующие виды одаренности. Однако следует иметь в виду, что значительное развитие способностей – основное, но не единственное содержание одаренности.

На разных возрастных этапах одаренность проявляется по – своему. Каждый период детства вносит свой вклад в формирование художественных способностей. Открытая эмоциональность, непосредственность восприятия, склонность восприятия окружающего, склонность к фантазированию характерны для психики дошкольника.

Основная задача образовательной работы с детьми как раз и состоит в том чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей.

Тема «Одаренный ребенок» Охватывает образовательную работу с детьми, их обучение на занятиях, в индивидуальной работе с детьми (кружковая работа), а многие виды предлагаемых заданий могут быть вынесены в свободную деятельность детей.

Одаренные дети – какие они…? «Нам все равно – пусть дети будут хоть с Марса» - заявил координатор одной из программ, распространенной в некоторых школах Лос – Анджелеса. За этим высказыванием  - одна из наиболее дискутируемых не только в американской, но и во всей мировой педагогике проблем – проблема поиска и воспитания одаренных детей.

Для страны возрождающейся необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Но часто школы и детсады работают на ослабленных детей: Это классы ЗПР, логопедические группы и т. д. Но мировые проблемы создают не одаренные дети и спокойные люди, а бесталантливые беспокойные.

Яркие, одаренные, очень способные, обаятельные, веселые дети вырастут в таких же ярких взрослых, и вот тогда можно быть уверенным в том, что войны прекратятся.

Возможно, чтобы в настоящий момент мы взрослые можем обеспечить будущее процветание, если только сделаем 2 вещи:

- во – первых, постараемся не разрушить наш мир уже имеющимися проклятыми                                                        средствами;

- во – вторых, вырастим новое поколение детей, детей ярких, одаренных, очень способных, обаятельных, веселых детей Возрождения.

Но что такое «Одаренный ребенок»? Есть возрастная одаренность, есть одаренность специфическая – к математике, например. Сколько придумано «сетей» для «поимки» одаренного ума, но все они практически ничего не гарантируют: все тесты, по сути, выявляют, не более. Осознание этого привело к жестким определениям одаренности, за пределами остается масса детей, которые просто желают тестироваться, или же дети по сути сами по себе очень стеснительные и замкнутые.

Вот отсюда оттолкнулся коллектив детского сада, положиться на интуицию, подсказывающую, что неодаренных детей – в житейском, просто общечеловеческом смысле – нет. У каждого ребенка своя «изюминка». Ее просто надо найти. Но как? И мы педагоги решили обратиться к нашим детям – детям всех возрастов. Специалисты – это руководитель ИЗО, хореограф, музыкальный руководитель, старший воспитатель – проводили тестирование с каждым ребенком индивидуально. Конечно же по стандартным методикам, изучая каждого дошкольника, оценивая его уровень развития, но только один на один.

Проверка шла по так называемым характеристикам Гарднера: лингвистической, логико – математической, музыкальной, танцевальной, пространственной и по характеристике внутри и межличностных отношений. Нужно сказать, что при соответствующей подготовке родителей к такому тестированию никаких психологических травм у детей не возникает.

Труднее становится воспитателям. К группе одаренных детей, как губка впитывающих все новое,  требуется один подход, а к группе детей с замедленным развитием – совершенно другой. И там и тут воспитателю нелегко. Но стоит ли смешивать среди сильных и сильный среди слабых. В конце концов деление на группы тоже условно.

Кто – то вдруг «проснулся» - отчего не перевести его в параллельную группу?

И так работа детского сада строится следующим образом:

1 – этап: диагностический;

2 – этап: основная роль отводится педагогу, родителям.

Главная задача педагога – обнаружить то, что заложено в ребенке, а не обучать его, «отливая» определенную форму. Учение, направляемое извне, должно уступить место учению, направляемому изнутри. Ребенок должен расти в атмосфере, в которой отрицательные эмоциональные состояния, страхи, тревожность сведены к минимуму.

Цель работы – раскрыть возможности ребенка, создать единый комплекс воздействия на личность ребенка.

Особое место отводится нравственно – эстетическому развитию детей, вся система которого гармонично вплетается в учебно – воспитательный процесс.

Важное место в детском саду занимает эстетический центр.

Структура эстетического центра:

 

Занятия

Цели

Образовательные

Развивающие

Вид деятельности

ИЗО (рисование)

Изобразительные навыки

Художественное развитие

Декорация

костюмы

Ритмика, танцевальное творчество

Двигательные навыки

Гармонизация тела

Танцы

Музыка, пение, оркестр

Музыкальный слух

Духовное развитие

Оперетты, аккомпанемент

Театр

Речевые навыки

Культура речи и поведение

Театр, драматизация, кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр

Психология

Тренинг

Нравственное самосознание

Психодрамма

 

 

Задачи центра: эстетическое, духовное, физическое развитие ребенка как основа оздоровления дошкольника в условиях кризисного стрессового общества.

День начинается с эвристических упражнений: дыхательная гимнастика, аэробика движения под музыку, сопровождаемые вербальными, положительно окрашенными образами. Эти занятия имеют своей целью не формирование знаний, умений и навыков, к чему зачастую сводятся занятия в детском саду, а развитие ребенка через включение в особым образом организованную жизнедеятельность. Внутри нее и осуществляется научение. Цель – перевести ребенка от подражания через общение и инсайт к самостоятельному творчеству.

 

Вот примерный план работы с группой на неделю:

План работы с группой на неделю:

 

Вид деятельности

Цель развития

Способности и новообразования

Рисование

Эстетическое и нравственное

Художественные способности

Пение

Музыка

 

Музыкальные способности

Танцы

 

Саморегуляция

Театр

Общий интеллект

Воспитанность общая, общение, речь, память, мышление

Работа со словом

 

Огромное значение мы придаем воспитанию через чувство, т. е. художественному воспитанию. На каждом возрастном этапе оно имеет свои формы, соответствующие как возрастным особенностям детей, так и развивающим задачам.

Преподавание отдельных видов искусств через занятия музыки, рисования, ритмики, танца, основ театра.

Система обучения изобразительному искусству направлена на развитие творческого чувства цвета, восприятия мира в красках, способность передавать свое эмоциональное отношение к миру в художественных образах. Эти занятия позволяют не только сформировать определенные навыки, но, главное, наравне с занятием музыки решают коррекционные и психотерапевтические задачи.

Музыка развивает слух ребенка, гармонизирует, оздоравливает личность.

Танец, ритм, пластика имеют целью не только научить красиво танцевать, но и оказывают психотерапевтическое воздействие на ребенка, раскрепощая его, формируя навыки невербального общения.

Оркестр.  Игра на детских музыкальных инструментах развивает эстетический вкус, чувство ритма, музыкально – слуховые представления, развивает зрительную ориентировку, умение считать, развивает фантазию и творчество.

Танец – это радость.

Что же такое танец? Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством? Очень многие люди, особенно дети, задают себе эти вопросы, увидев на сцене «Лебединое озеро», красивый народный или эстрадный танец.

Еще в  самые древние времена танец был одним из первых языков, которыми люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, оно сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Хореография – искусство, любимое детьми. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит напряженный труд их самих и педагогов.

В детском саду дети занимаются танцами, познают красоту и силу своего тела, развиваются физически.

 

Хореограф дает им сведения об истории танца и балетного искусства, основные сведения о классическом, партерном экзерсисе. Дает комплекс упражнений, направленных на развитие танцевального шага, формирования осанки и стопы.

Музыкальный оркестр.

В системе музыкального воспитания большое место занимает игра на музыкальных инструментах. Обучение детей игре на музыкальных инструментах развивает эстетический вкус, чувства ритма, музыкально – слуховые представления. Малыши знакомятся с названиями нот, узнают расположение звуков на инструменте. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, развивает волю, такие качества, которые необходимы будущему дошкольнику.

В нашем детском саду знакомства с инструментами мы начинаем с младшего возраста. В старшем возрасте дети продолжают заниматься по усложненной программе, где ведется обучение детей (по желанию) на разных инструментах (музыкальный руководитель Шерстнева Л. Н.). Игра на детских музыкальных инструментах развивает у детей зрительную ориентировку, умение считать, развивает фантазию и творчество. Перед детьми открывается путь в волшебный мир звуков, прекрасный путь к музыке.

Разные, очень разные дети приходят в оркестр: Светлые и темноволосые, веселые и серьезные, рассеянные и рассудительные: и хотя все они сладкоежки, любители «Мультиков», поедатели мороженного, и хотя «оркестраники» к своим прическам еще добавляют бантики, а у кого – то «оркестрантов» вдруг (и это перед самым концертом!) появляются борода и усы из жевательной резинки, которая от безуспешных попыток многих рук снять ее с лица становится черной и единственный выход – срочно все густо запудрить… - самое большое их желание – каждый день выступать.

Оркестр даже влияет на круг интересов их родителей (особенно бабушек, которые пройдя вместе с детьми музыкальный ликбез, пытаются во время репетиций внести свою лепту в общее звучание, отчеканивания ритм исполняемых пьес). Главное, когда эти дети вырастут, это будут люди, умеющие трудиться, любящие трудиться, любящие коллективный труд и приобщившиеся к музыке и коллективному творчеству. А ведь именно во имя этой благородной цели тратятся душевные и физические силы тысяч педагогов.

Мы видим результат своего труда: расширяется музыкальный кругозор детей, эстетическое отношение к окружающему, к природе, формируются также черты характера, как целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Театр

Театр в детском саду – это импровизационная игра с элементами научности, которую малыши могут донести, выполнить при посторонних, показать зрителям.

Цель – развитие артистических способностей, с помощью которых закрепляется свобода и свобода общения, способность преодолевать кризисные жизненные ситуации, а следовательно, и способность к лучшей социальной адаптации.

Цель мы сформулировали так: театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков.

Театр полезен детям как некая тренировочная среда для многих навыков, умений и способностей.

Театр – это проверка мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков.

Театр – это не только зрелище, эстетический результат, но и в первую очередь различные техники работы над собой: над своей речью, артикуляцией, умением двигаться, слышать себя и других и т. п.

Почему мы в детском саду уделяем особое внимание театру?

По последним данным центра охраны здоровья детей и подростков только 23% школьников являются полностью психически здоровыми и оптимально адаптированными. А вот число детей с выраженными пограничными нервно – психическими нарушениями с возрастом увеличивается. Так что развитие разнообразных методов психотерапии для детей и подростков становится все более актуальным.

Идея использования театральных средств в психотерапии впервые была реализована психиатром Л. Л. Морено (1892 - 1974). Сейчас существует большой опыт работы с детьми в возрасте от 4 до 14 лет, страдающими повышенной застенчивостью, различными страхами, агрессивностью, комплексами неполноценности, склонных к депрессиям, «хронически усталых». Как считают  специалисты, в частности И.Я.Медведева, когда излишне застенчивый  ребенок имеет возможность спрятать лицо за ширму или  под маску, ему гораздо легче раскрыть самого себя.

Но почему именно театр является исцелителем? Наверное, потому, что пациент – это человек, не справляющийся с тем «спектаклем», который ставит сама жизнь.

В детском саду драматизацией, куклотерапией, занимаются все воспитатели с детьми своей группы. Начиная с ясельной группы воспитатели читают детям сказки, показывают фланелеграф, игрушечный  театр, настольный театр. Идет, как бы, подготовка  на будущее восприятие. А уже с детьми 2-й младшей группы (3-х летнего возраста) воспитатели вводят пальчиковый театр, драматизацию.  Ребята, пройдя первый этап, как правило, выглядят уже вполне благополучно и в состоянии справится с довольно сложными задачами.

В старших группах дети проходят основы кукловождения, основы актерского мастерства,  основы кукольного театра. А представляете, как ребенку хочется побыть на сцене! Для него вершиной пройденного пути будет, конечно, представление, на которое он пригласит родных и приятелей. Мы же только фиксируем внимание на технике кукловождения, нас интересует и психотерапевтическая сторона дела.

Актуальность.

Эта тема ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает  утвержденной в 1989г. Государственным комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания»,  которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной  работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.

Новизна.

В теме «Одаренный ребенок» систематизированы средства и методы детской творческой деятельности: танцевальной, игровой, песенной, импровизаций на детских музыкальных инструментах, театральной.

Обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности.

Гипотеза.

Работа по теме  «Одаренный ребенок» основывалась   на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих  способностей ребенка является  процессуальной. Важнейшим в детском  творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный  эмоциональный  контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Таким образом, работа над этюдами, произведениями не менее важна, чем сам спектакль, выступление на сцене.

Основные задачи.

  1. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра, музыкальных инструментов.
  2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.
  4. Учить детей выразительно и ритмично импровизировать на современную детскую эстрадную музыку, передавать танцевальными движениями разнообразный характер музыки

Структура.

В этой теме два типа задач.

1-й тип – это воспитательные задачи,  которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра, танцев, игры на детских музыкальных инструментах.

2-й тип – это задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма, навыков танцевальных воплощений, игры  на музыкальных инструментах.

Организация  творческой деятельности в дошкольном учреждении.

Театральные занятия, хореография (занятия по танцевальному творчеству), музыкальный оркестр (игра на детских музыкальных инструментах), занятия по ИЗО в детском саду  - проводятся  два раза в неделю в виде кружковых занятий. В режиме дня  представлено расписание индивидуально по каждой возрастной группе.

Заключение.

Наш детский сад «Ромашка» был обыкновенным детским садом, сейчас же  у нас работает достаточно много «узких» специалистов: 2 музыканта, хореограф, руководитель физкультуры, учитель башкирского  языка, воспитатель с правом обучения английского языка, учителя - логопеды, педагог-психолог, есть  центр эстетического воспитания, в котором дети занимаются изодеятельностью и театром, играют на детских музыкальных инструментах.

Все специалисты появились постепенно, когда назревала в них необходимость и была подготовлена соответствующая материальная база. Какие же плюсы и минусы видятся нам в такой узкой специализации? Плюсов достаточно много. Бесспорным положительным моментом является более углубленной развитие способностей ребенка, более пристальное к нему внимание со всех сторон. Ведь одному воспитателю не объять необъятное, не суметь разглядеть всех граней личности. И вдруг  столько вокруг помощников!

Специалисты не «отбирают хлеб» у воспитателей, а помогают им. При умном руководителе, при коллективе единомышленников специалисты неизбежно становятся союзниками воспитателя, который всегда остается «главной мамой». Он рядом с детьми с утра до вечера: воспитывает, опекает, учит, играет, разбирает конфликтные ситуации, читает сказки. Он главный орбит и самый большой авторитет для детей. Но ничего нет плохого в том, что тот или иной ребенок выбирает себе еще одного взрослого кумира: «Я буду музыкантом, как Лариса Викторовна», «Я буду танцевать, как Галина Алексеевна», «Я буду рисовать, как Элла Владимировна».

И так часто дети, у которых есть проблемы с развитием речи, молчаливые, замкнутые, раскрываются на музыкальных занятиях, в изостудии, а беспокойные шалуны, от которых воспитатели мечтают отдохнуть хотя бы минуту, становятся призерами в спортивных соревнованиях, задорными танцорами, веселыми музыкантами, играют в театре.

Одаренный ребенок требует большего, чем может дать воспитатель. Конечно, каждый воспитатель в чем то талантлив: у одного за плечами муз. школа, кто – то, возможно, умеет танцевать или замечательно рисовать, но как мало среди нас разносторонне одаренных людей! Узкая специализация позволяет педагогом лучше готовится к занятиям, следить за новинками в своем деле, искать, придумывать и реализовать игровые подходы к трудным темам, совершенствовать методические приемы, пополнять и разнообразить оборудование, в то  время как воспитатель затратил бы на это больше времени, возможно обделив внимание детей.

Итак, у нас в результате коллективного творческого эксперимента появились первые успешные результаты. Они обнадеживают и окрыляют.

Наши выпускники, ушедшие в первый класс каждый год в результате тестирования дают хорошие  показатели развития психических процессов: памяти, воображения, внимания, мышления. Успеваемость детей в школе  100%.

Многие нами выпускники учатся в детской школе искусств: 50% - в хореографическом, 10% - в музыкальном отделении. Остальные занимаются при школьном кружке худ. самодеятельности, многие дети посещают кружки во Дворце Детского  (Юношеского) творчества: муз. инструментов, хореографии, изостудии, в театральной студии.

Дети занимаются с большим желанием, становятся более эмоциональными, коммуникативными. Мы наблюдаем, как творческий танец, театр, игра на муз. инструментах позволяет освободить подавленные чувства, помогает установить творческую связь с другими видами деятельности, оказывает влияние на умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие детей, преодолевают барьеры, условность слов.

Во всех начинаниях нас поддерживают родители. Результаты опросов среди них показали, что они довольны получаемыми детьми знаниями, их эмоциональным и физическим состоянием.

Мы считаем, что не навредим своим детям никогда.

 

 

 

Литература:

1. Л –ра  «дош. воспитание», № 3, 1995г., №9, 10,11 – 1996г.

2. Журнал «Обруч», №3 – 1999г., №4 – 1999г.

3. «Детский оркестр», С. Бублей, Ленинград, 1988г.

4. «Азбука хореографии», Т. Барышникова, Москва, 2000г.

5. журнал «Директор школы», №5 – 1995г., №5 – 1997г.

6. «Педагогика», Б. Лихачев, Москва, 1999г.

7. «Искусство» в 3 – х частях, Москва, «Просвещение», 1988г.

8. «Развлечение в дет. саду», Москва «Просвещение», 1975г.

9. «Театр кукол для детей», Н. Соловьева, Москва.

10. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», Л. Н. Комисарова, Э. П. Костина.

11. «Эмоциональное развитие школьника», А.Д. Кошелева, Москва, «Просвещение», 1985г.

12. «Музыкально – двигательные упражнения в д/с», Москва, «Просвещение», 1991г.

13. «Дошкольная педагогика», под ред. В.Л. Логиновой, П. Т. Саморуковой, 1988г.

14. «Дошкольная педагогика» С. А. Козлова, 1998г.

 

 

Детская одаренность и родители.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 - 2009 год.

Одаренность понималась на протяжении ХХ столетия по – разному. Сначала это понятие связывали только со взрослыми, достижения которых признавались выдающимися, а затем стали использовать и по отношению к детям, имея в виду прежде всего уровень их интеллектуального развития, исключительные успехи в учении (хотя высокие показатели одаренности в детстве не всегда определяют успешную карьеру или выдающиеся творческие достижения). Вместе с тем игнорировать феномен детской одаренности невозможно (3).

В последнее время проблема выявления и развития одаренных детей привлекает все большее внимание педагогов и психологов. Термин «одаренность» получил общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы выявления и поддержки одаренных детей.

Работа с одаренными детьми, как мы полагаем, является по сути реализацией права личности  на индивидуальность, о чем заявлено в Конвенции  о правах ребенка, которая предусматривает действенную заботу государства о реализации  прав ребенка  на сохранение своей индивидуальности (ст.8) и ответственность родителе и лиц, их заменяющих, за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых  возможностей, условий для развития ребенка.

Общепризнанно, что семья является  наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на  личностное  развитие ребенка. Основная проблема состоит в том, что значительное число родителей не готово участвовать в выявлении одаренности детей и их психолого-педагогической поддержке  (причина – незнание основ этого процесса); другие считают, что проблемы одаренности детей не их компетенция. Но даже те родители, которые заинтересованы в выявлении одаренности детей, не имеют для этого экономических условий.

Семье, воспитывающей одаренного ребенка, необходима психолого-педагогическая поддержка. В последнее время возникла и активно развивается система дополнительного образования, ставшая ведущим фактором формирования «образовательной индивидуальности личности».

Поддержка семей с одаренными детьми в первую очередь призвана служить система медицинского обследования и оздоровления одаренных детей дошкольного возраста при непосредственном участии родителей.

Очевидно, что любое заболевание отрицательно отражается на результатах деятельности одаренного ребенка дошкольного возраста, на осуществлении  творческих или двигательных способностей, тем более, если он страдает рядом заболеваний.

Рассматривая проблему с точки зрения наследования детьми интеллектуальной и творческой одаренности, трудно сказать, какие доминанты её определяют. Наиболее продуктивной нам представляется  позиция, выработанная комиссией ЮНЕСКО, согласно которой наследственный фактор отмечается в 45% семей, роль окружающей среды – в 35%; на долю взаимодействия обоих факторов  приходится 20% (Ж.Годфруа).

Возраст родителей, как утверждают  специалисты в области генетики, также не безразличен  для состояния  нервной системы новорожденного. Чем старше мать, тем чаще встречаются   аномалии, т.е.  отклонения от нормы как в одну (умственно отсталые дети), так и в другую сторону (одаренные дети). Это обстоятельство подтверждается фактами жизни выдающихся  людей, например Наполеона и Д.И.Менделеева. Иные данные получены при изучении влияния  возраста отца: более 90% гениев появились на свет, когда их отцам было 40 лет и более.

Как бы ни оценивать значение природных и средовых факторов или целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка дошкольного возраста, значение семьи является решающим.

Даже такие неблагоприятные условия , как недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д., относительно безразличны для становления личности одаренного ребенка дошкольного возраста.  Что же важно? Повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях, воспитывающих одаренных детей, признается высокая ценность образования; при этом часто сами родители оказываются образованными людьми.  Именно это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим совершенствование способностей ребенка.  Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальное хобби. В общении с ребенком они выходят за круг бытовых проблем, в их общении начиная с раннего возраста представлена совместная познавательная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей и детей объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Главная, практически обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка – чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку. Во многих  случаях  такое внимание приводит к тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и детей.

Такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок – единственный смысл жизни. Ещё чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье   и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать  одаренного ребенка; при этом часто, но не всегда кто-нибудь из них на долгие годы  становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных либо  каких – то иных интересов ребенка.

Родители одаренных детей особое внимание уделяют обучению своего ребенка, выбирая для него книги, пособия, развивающие игры или дополнительную литературу и советуясь с педагогами. Данное обстоятельство иногда также приводит к отрицательным последствиям: родители нередко вмешиваются в воспитательно-образовательный процесс, не учитывают возрастные особенности ребенка, особенности высшей нервной деятельности и т.д., чем только вредят своему чаду.

 

Особая одаренность может сопровождаться необычным поведением и странностями, которые вызывают у сверстников недоумение, насмешку, нежелание играть. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами, отношения в коллективе складываются очень напряженно. В результате это приводит к отчужденности ребенка дош. возраста от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей либо взрослых. Важно, чтобы родители не пропустили этот момент отчуждения и неприятия ребенка.

Большое значение для поддержания и сохранения детской одаренности имеет стиль детско-родительских отношений.

Ещё одним важным аспектом, на который обращают  внимание исследователи семей одаренных детей дошкольного возраста, является отношение родителей к детской одаренности. Поддержка взрослых, прежде, прежде всего родителей, ведет к закреплению тех или иных форм поведения и отвержению других, не одобряемых ими. Одаренный ребенок дошкольного возраста особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция родителей будет определять, развиваться ли его способностям или нет, станет ли он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать как все.

Можно выделить несколько типов отношений родителей к одаренности: отрицательное, игнорирующее и положительное.

Часть родителей не желают признавать неординарность, талантливость своего ребенка или даже отрицательно относятся к ней, причиной этого является недоверие к «умникам», скептическое отношение к тем, кто выше среднего уровня.

Другие родители игнорируют раннее проявление исключительности  у детей и избегают вслух обсуждать их особые способности. Такое отношение может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Не обращая внимание на его таланты, взрослые на самом деле своим поведением говорят: «Твои способности нас не радуют,